Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа "От рождения до школы" является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Планирование составлено на основе опыта практической работы, трансформированного в соответствии с ФГОС. Определены виды интеграции образовательных областей, планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника, что позволит педагогическому коллективу обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях ДОУ.
Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
· создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
· творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
· уважительное отношение к результатам детского творчества;
· единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
· соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, исключая давление предметного обучения.
В программе описаны темы воспитания и организации жизни в ДОУ детей старшего возраста. Подробно описаны возрастные особенности старшей группы: физкультурная деятельность, развитие игровой деятельности, развитие трудовой деятельности, формирование потребности в чтении и др. Заинтересовали рекомендуемая для прочтения литература, музыкальные произведения. В конце каждой главы приведены планируемые результаты освоения программы старшей группы, разработана система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы.
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Аннотация к парциальной программе «Ладушки».
Авторский коллектив: И.М. Каплунова, И.А. Новосельцева.
Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность» посредством создания условий развития ребѐнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребѐнка к миру музыкального искусства с учѐтом специфики дошкольного возраста.
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Программа отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности, строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Программа «Ладушки» - личностно ориентированная программа, разработанная адекватно возрастным возможностям детей. Ребенок - это центр «музыкальной вселенной». Мир музыки огромен и неповторим.
Программу «Ладушки» отличает тесная связь с художественным словом. В процессе различных видов музыкальной деятельности дети слышат много прибауток, считалок, небольших стихов, которые впоследствии используют в повседневной жизни. Детям много рассказывается о музыке разных жанров, о
композиторах.
Программа «Ладушки» предусматривает использование в музыкальной деятельности интересного и яркого наглядного материала:
- иллюстрации и репродукции;
- дидактический материал;
- малые скульптурные формы;
- игровые атрибуты;
- музыкальные инструменты;
- аудио- и видеоматериалы;
- «живые игрушки» - воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы.
Автором программы «Математика в детском саду» (далее - Программа) является Новикова В.П. - ведущий специалист в области формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Программа соответствует ФГОС ДО, идеологии Программы «От рождения до школы», как отмечают ее авторы, рекомендована ими к использованию в работе с детьми с целью углубленной работы по разделу «Формирование элементарных математических представлений».
В комплект входят методические пособия с подробными конспектами занятий для всех возрастных групп детского сада.
Содержание парциальной программы В.П. Новиковой «Математика в детском саду» направлено на:
-Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
-Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Исходным принципом построения программы является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень как общего развития ребенка, его познавательных интересов и творческих способностей, так и математического развития, которое предполагает усвоение дошкольником в соответствии с возрастными возможностями ряда представлений, понятий, отношений, закономерностей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др.).
Главным достоинством данной программы является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса.
Программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. В конце года взрослый может проверить знания детей по прилагаемой диагностической карте. Этот учебно-методический комплект по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошел апробацию в дошкольных учреждениях России, получил гриф «Рекомендовано Министерством образования», широко используется во многих дошкольных учреждениях.
Филичева Т.Б, Туманова Т.В.., Чиркина Г.В.
Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего
возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии. Задачи
коррекционного обучения.
Цель коррекционного обучения: воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой
выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития
связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических
методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной
сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической
деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания,
памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми
на данном возрастном этапе.
Коррекционная работа ведется в следующих направлениях:
- формирование произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
На с корригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их
в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные
предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи преимущественно путем работы над рассказом, пересказом с
постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется разными путями, но ведет к единой цели —
ликвидировать в процессе воспитания и обучения недостатки речевого развития ребенка и
создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.