МУЗЕЙ
МУЗЕЙ "Русская изба"
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Патриотические чувства ребенка надо начинать воспитывать со знакомства с традициями и укладом жизни русского народа.
Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры.
У нас в детском саду создан мини-музей «Русская изба».
МУЗЕЙ "Русская изба"
/netcat_files/userfiles/proekt_mini-muzeya.docx
ПРОЕКТ мини-музей
«Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры»
Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.
Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.
Сроки реализации: долгосрочный (2023-2024гг).
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
Тип проекта: долгосрочный.
Авторы проекта:
Воспитатель – Силкина О.Н.
Проблема проекта.
В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан мини-музеи: «Изба. Приобщение детей к истокам народной культуры». Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку возможность с детства быть приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.
Гипотеза: Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность.
Актуальность проекта.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не всегда соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Новизна проекта.
Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, проект опирается на следующие ценности:
- ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
- ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
- ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
- ценность слова, как возможность общаться;
- ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
- ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
- ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
- ценность познания мира;
Цель проекта:
Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором народа Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Задачи проекта:
- Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей народной культуры.
- Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
- Способствовать формированию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов устного народного творчества (потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, считалки).
- Целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к культурным ценностям — знакомство с народными промыслами
- Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю. Воспитывать у детей интерес к народному быту.
- Формировать речь; обогащать словарь названиями предметов быта.
- Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
- Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
- Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
В работе используются различные методы и приемы:
• чтение педагогом рассказов;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведение дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирование сказок,
- чтение литературных произведений воспитателем;
- чтение стихотворений детьми, воспитателем;
- беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- загадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтение литературных произведений родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
Цель: разработать проект.
- Изучение литературы по данной теме;
- Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;
- Составление перспективно - тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;
- Составления графика посещения музея детьми;
- Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.
Основной этап.
- Экскурсии.
- Приглашение гостей.
- Проведение образовательной деятельности в музее..
- Создание презентации мини- музея.
Ожидаемый результат:
У детей:
- Формирование знаний об истории крестьянского жилища - избы, о ее устройстве;
- знакомство со старинными предметами домашнего обихода;
- Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
- Обогащение словарного запаса детей;
- Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги.
- Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
- Закрепление знаний о традициях, народных играх, фольклорных праздниках
- Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей:
- Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
- Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно - творческой деятельности ДОУ
• Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
• Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Продукты проекта
1. Оформленный проект;
2. Презентация: «Национальные костюмы». « Знакомство детей с бытом и культурой русского народа»
3. Конспекты занятий;
4. Фотоотчет;
5. Альбомы: «Русские народные праздники», « Как жили люди на Руси»,
«Русские народные праздники, обряды и традиции», « Русский народный календарь (обычаи, поверья, приметы на каждый день).
6. Картотека народных игр.
7. Пополнение предметно-развивающей среды для организации игровой деятельности детей (создание новых дидактических игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр): дидактическая игра «Народные промыслы».
8. Творческие работы детей, выполненные в процессе НОД;
9. Подбор музыкального фольклорного репертуара, Диск с записью.
Аннотация.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины происходит к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает специфику и суть работы педагогического коллектива в работе по патриотическому воспитанию детей.
В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.
Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых - способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
месяц |
тема |
цель |
Задачи |
Планируемый результат |
сентябрь |
Загадочный мир избы |
Познакомить детей с музеем. |
Формировать интерес познания о прошлом. Обогащать словарный запас детей: музей, экспонат, старинные вещи. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к экспонатам музея. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. |
октябрь |
Путешествие по избе |
Знакомство с устройством избы |
Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь. Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) |
ноябрь |
Забавы около печи |
Знакомство детей с печью. |
Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа. Сюрпризный момент: (Домовенок) Загадки, пословицы |
декабрь |
Хозяйкины помощники |
Знакомство детей со старинной посудой и утварью. |
Сравнить их с посудой нашего времени. Дать представления как готовилось еда. Продолжать развивать любознательность. Обогащать словарный запас детей: ухват, миска, чугунок, горшок. Воспитывать интерес к устному творчеству народа. |
Дидактическая игра: «Собери целое». Экскурсия в горницу Сюрпризный момент: появление хозяйки. Загадки про посуду. Показ экспонатов. |
январь |
Рождество Христово – на душе светло |
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. |
Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа Пение муз. руководителя. Слушание Разучивание песенок, игр, закличек. |
февраль |
На бабушкином дворе |
Знакомство с обитателя ми избы (не людьми). |
Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми, их месте и значении, создание домашнего тепла и уюта. Познакомить с домашними животными живущими во дворе |
Экскурсия в комнату быта. Сюрпризный момент: появление Котика Пушка |
март |
Куклы в народном сарафане |
Знакомство детей с русским национальным костюмом. |
Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный русский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лапоточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. |
Дидактическая игра: «Укрась фартук», «Опиши одежду Настеньки». Экскурсия в комнату быта. Сюрпризный момент: появление куклы Настеньки |
апрель |
Волшебная прялица |
Знакомство детей с орудием труда по обработке шерсти. |
Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам. |
Дидактическая игра: «Кто быстрее соберет клубки в корзину» Экскурсия в комнату быта |
май |
Как у наших у ворот |
Знакомство детей с музыкальным фольклором |
Познакомить детей с устным творчеством народа. Развивать образное восприятие хороводов. Донести до сознания детей, что творчество русского и любого другого народа имеет общие черты. Воспитывать толерантность. |
Игры, пение хороводов |
месяц |
тема |
цель |
Программное содержание |
Методы, приемы |
сентябрь |
Милости просим в нашу избу |
Закрепление знаний о жилище старины, объясняя детям назначение его составных частей. |
Обогащать словарь детей: терем, горница, лежанка. Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве на старинном русском языке. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь |
Экскурсия в комнату быта. Рассказ Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные. песни) |
октябрь |
Посиделки на Покров |
Знакомство с праздником «Покрова» |
Познакомить детей с праздником «Покров» и песенным и текстовым материалом Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа:. Пение муз. руководителя. Слушание записей CD Участие в празднике «Скоро, девочки, покров» |
ноябрь |
Мир старинных вещей |
Знакомство детей с музейными экспонатами. |
Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
Экскурсия в комнату быта Объяснение. Беседа. Рассмотрение экспонатов. Рассказ воспитателя. Словарная работа. Фольклор. Игра: «Кто быстрее принесет воду на коромысле».
|
декабрь |
Любят в праздники рядиться наши девицы |
Закрепление знаний о народном костюме. |
Дать представления о различи и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма: (одежда повседневная, праздничная, головной убор, обувь. Украшения) |
Экскурсия в комнату быта. Беседа Заучивание пословиц, поговорок |
январь |
Как ходила коляда |
Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. |
Закрепить знания детей о празднике «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки». Познакомить с праздником «Рождество Христово» и театром «Рождественский вертеп» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицирование на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Экскурсия в комнату быта Словарная работа. Пение муз. руководителя. Слушание записей Разучивание зимних песенок, игр, закличек. Участие в празднике «Рождество Христово» |
февраль |
Народная культура и традиции |
Знакомство с русскими народными старинными играми |
Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия в комнату быта. Беседа Народные игры зимой. Игры-забавы с домовенком |
март |
Как рубашка в поле выросла |
Знакомство с трудом русского крестьянина (женские и мужские обязанности в поле) |
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. |
Экскурсия в комнату быта. Чтение сказки Словарная работа. Беседа. Пословицы о труде. Обобщение |
апрель |
Русь нарядная (куклы в народных сарафанах). |
Закрепление знаний о народном костюме, а также закрепление навыка плетения из бисера. |
Закрепить представления детей о различии и важности соблюдения обряда детского, девичьего, женского и мужского народного костюма. Отличие одежды и орнамента в зависимости от области и края (общее и различия) |
Экскурсия в комнату быта. Рассматривание слайдов, а также коллекции куколок. Практическое занятия – разукрашивание народной игрушки |
май |
От лучинки до электричества |
Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Обогащение |
Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность. |
Экскурсия в комнату быта Рассмотрение экспонатов. Объяснение. Показ. Рассказ Вопросы: Словарная работа. |
июль |
Игры на территории подворья «Троица» |
Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей |
Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия на подворье. Разучивание песен, хороводов, игр. Участие в общем празднике «Зеленые святки» |
август |
Ты коси, коса (труд крестьянина в поле) |
Итоговое занятие. Активизация музыкального творчества детей |
Продолжать знакомить детей с традициями русских летних хороводов. Закрепить навыки игры на музыкальных инструментах. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицирование, игру и театрализацию. |
Экскурсия на скотный двор. Разучивание |
МУЗЕЙ "Русская изба"
/netcat_files/userfiles/stsenariy_kolyady.docx
Сценарий для детей подготовительной группы "Как ходила Коляда да из нашего двора"
Сценарий построен на фольклорном материале.
Конспект сценария "Как ходила Коляда..."
Цель: формирование представления детей о традиционном народном обряде колядования.
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о русских народных традициях празднования Святок, об обряде колядования, его смысле и значении; познакомить детей с колядками для щедрых, добрых хозяев и для хозяев скупых.
Развивающие: разучить с детьми колядки разного содержания, учить детей петь их a"capella;
учить детей аккомпанировать себе на русских народных инструментах так, чтобы не заглушать пения;
развивать выразительность речи в индивидуальном и хоровом исполнении щедровальных стишков с пожеланиями.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес и любовь к традициям и истории русского народа.
Подготовительная работа: беседы о зимних праздниках, разучивание колядок и песен к празднику, подбор костюмов и реквизита; беседа о правилах поведения в зале во время проведения массовых мероприятий.
Ход сценария
Дети в костюмах, с русскими народными музыкальными инструментами в руках путешествуют по детскому саду, заходя в различные группы, помещения, исполняя колядки. Подойдя к двери, они выкрикивают хором, заходя в группу:
Святки празднует народ:
И танцует и поет.
Вошла Коляда позади Рождества, вперёд Масленицы!
Поют колядку:
«Коляда, коляда, об канун Рождества.
Везде поспевай, с Новым годом поздравляй.
А вы, люди, знайте, столы застилайте,
Коляду встречайте!»
Все хором:
Мы ходили, мы искали коляду святую.
По всем дворам, по всем улочкам!
Поют колядку:
«Щедровочка щедровала, под оконце подбегала.
- Что ты, тётка, наварила, что ты, тётка, напекла,
Выноси-ка поскорей, не морозь-ка детей!»
Говорком:
У нас чёботы маленькие - у нас ножки зябнут,
У нас рукавички худенькие - у нас ручки зябнут,
А платочки тоненькие - у нас ушки зябнут,
А кафтан-то короток - колядовщик передрог!
Все хором:
Мир вам! И мы к вам!
1 колядовщик:
Мы по улицам гуляли, с праздником всех поздравляли.
Вот и к вам пришли, радость в дом принесли!
2 колядовщик:
Хозяева, будьте здоровы!
Живите без бед много, много лет!
Поют колядку:
«Уж я сяду на порог.
Дай лепёшку и пирог,
Чтобы курочки водились,
Чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились,
Чтоб кобылки жеребились.
(говорком) Чтобы счастье да веселье было в доме круглый год, и гостей невпроворот!»
3 колядовщик:
Хозяюшка - добренька, подай что-то сдобненько:
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
4 колядовщик:
Щедрик-петрик! Дай вареник,
Ложечку кашки, а наверх – колбаски,
А чтоб не было мало, дай кусочек сала!
5 колядовщик:
Не пора ли вам, хозяйка, колядовщиков дарить?
Прикажите, не держите, наших ножек не знобите!
Поют колядку:
«А колядные блины ладные,
Кто не даст хлеба - стащим с печи деда!
Кто не даст лепёшки - разобьём окошки!»
Говорком:
Выносите поскорей – не морозьте детей!
Поют колядку:
«Сею, вею, посеваю! С новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток!»
(дети «сеют» крупу)
Говорком:
С новым годом! Со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
Хозяева благодарят за пожелания и одаривают колядовщиков.
6 колядовщик:
Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!
7 колядовщик:
Пышных пирогов, да мягоньких блинов!
8 колядовщик:
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Поют колядку:
«Авсень, авсень, ты гулял по всем,
По улочкам, по закоулочкам.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, да не минуется».
Колядовщики с песней «Авсень» выходят, идут к другим «хозяевам»
Колядки:
1.Пришла Коляда! Отворяй ворота! Ворота отворяй и гостей принимай!
Коляда, Коляда ты подай пирога! Кто подаст пирога, тому двор живота!
2.Дома ли хозяева? В печке галушки, пироги, ватрушки!
И даст вам Бог и коров, и быков!
Мы пришли колядовать и хозяев величать!
3.Чем вы нас, хозяева одарите? Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока ил кусок пирога?
1-й ребёнок:
Коляда, коляда!
Отворяй ворота!
Ты подай пирога,
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек!
2-й ребёнок:
Не подашь пирогов-
Напускаем клопов,
Тараканов усатых
И зверей полосатых.
3-й ребёнок:
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога
Или хлеба ломтину
Или денег полтину
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Дети читают колядки:
1 ребёнок:
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Хоть и "старый" Новый Год -
Все равно добро несёт!
2 ребёнок:
Мы желаем по старинке
Плодовитости - скотинке,
Тёплой будки - собачонку,
Блюдца молока - котёнку,
Горсть пшеницы - петушку,
Девку красную - дружку,
Деток малых - папе с мамой,
Бабушке - внучаток малых!
3 ребёнок:
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
4 ребёнок:
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Уродись у вас овёс,
Чтобы на два метра рос.
5 ребёнок:
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
Хором говорят все дети:
-Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
1.Колядки! Колядки! Собрались ребятки!
По саду пошли, коляду нашли!
2. Колядка! Колядка! Прикатила молода!
Мы нашли Коляду, она гуляла по двору!
3. Ой, колядка, колядка! Чтоб подарочков дала,
Пирогов да пряничков, колбасы да драничков.
После обряда колядования дети идут в музыкальный зал, веселятся,
обряд проходит весело и радостно, доставляя удовольствие всем участникам, и взрослым, и малышам! Так дети знакомятся с исконно русскими народными традициями, проживая их, пропуская через себя.
Игра «Ай дили-дили» (средняя, старшая группы)
(Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Выразительно произносят текст, сопровождая его движениями.)
Ай дили, дили, (Идут шагом по кругу. С окончанием фразы, дети разворачиваются лицом в круг.)
А кого-то мы видели!
Глазастого. (Поднести руки к лицу, изобразить большие глаза.)
Ушастого. (Руки поднять вверх, изобразить уши.)
Вихрастого. (Потрясти головой.)
Зубастого. (Притопы.)
Он сидел под кустом, громко щелкал языком. (Щелкают языком.)
Может, это козел? (В круг выскакивает козел.)
Может, из лесу пришел серый волк? (Выскакивает волк.)
Или медведь? (Выходит медведь.)
Все:
Не смогли мы разглядеть!
Потому что испугались
И с испугу разбежались!
(Дети бегают по залу, а козел, волк и медведь ловят бегущих.)
Хозяйка: Ой, испугались, разбежались! Скажу вам по секрету, это был зайчик, он и сам вас испугался. Смотрите, вот он – маленький, беленький.
- ___________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- _____________________________________________
- _________________________________________________
- _________________________________________________
Гадание
Что сбудется, что станется?
Плохое пусть останется.
- Конфета - весь год ждет сладкая жизнь
- Монета - в новом году будет много денег
- Смайлик - год будет хорошем веселым, ждет много праздников
- Украшение - в этом году будет много подарков
- Хлеб-жить в достатке.
- Вата- мягкая жизнь достанется.
- Спичка – к крепкому здоровью.
- Машина- путешествие.
-Всем желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Сладких блинов!
Чтоб здоровыми были,
Чтобы счастливо жили!
Текст песни «К нам гости пришли»
Сл. М. Ивенсен
муз. Ан. Александрова
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
С морковью пирог,
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
А сейчас вдвоём
Мы для вас споём,
Вы похлопайте в ладоши –
Мы плясать пойдём.
Ты топни ногой
Да притопни другой,
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой.
Наш детский сад
Дружбой славиться,
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.